full screen background image

Самый успешный болид за всю историю Формулы 1

McLaren MP4 / 4 остается самой успешной машиной Формулы-1 с коэффициентом выигрыша 93,8%, который помог Айртону Сенне и Алену Просту Шторму одержать победу в 15 из 16 гонок в течение 1988 года.

Первый из его успехов пришелся на 4 апреля 1988 года, когда Ален Прост одержал победу на Гран-При Бразилии.

Если мы посмотрим в учебники истории F1, то увидим мимолетные моменты, когда звезды выстраиваются в ряд, и вдруг у одной команды есть все ингредиенты, необходимые для рецепта победы: безумно талантливый водитель, идеальный дизайн персонала и структура управления, непревзойденный двигатель и безупречное шасси.

В 1988 году у McLaren было все это, блестящий коктейль, который помог ему доставить один из самых доминирующих автомобилей, которые когда-либо видел автоспорт.

 

Приход Honda в качестве своего нового партнера по двигателю породил MP4/3B — тестовый болид, в котором был размещен двигатель Honda и использовался для разработки как двигателя, так и автомобиля для сезона 1988 года.

Но, всего за четыре месяца до первой гонки сезона, MP4 / 4 не существовало. И не существовало как самого болида, так и проекта по нему.

Чрезвычайно плотный график требовал серьезного подхода, причем ни один аспект болида не мог превалировать над другим, поскольку McLaren стремился создать абсолютно сбалансированный болид.

 

За стенами McLaren все еще бушует дискуссия о том, кто спроектировал MP4/4, поскольку приезд Гордона Мюррея из Брэбхэма вслед за переходом Джона Барнарда в Ferrari показал, как Стив Николс заполняет вакуум управления.

Глядя на родословную автомобилей в ту эпоху, ясно видно, что McLaren уже обратил внимание на низкий дизайн Мюррея и также начал прикидывать своих водителей в кабине.

Но новые правила, требующие, чтобы ноги водителей находились за передней осью, и уменьшение размера топливного бака, означали, что McLaren сможет продвинуть дело еще дальше в течение 88-го года

 

Было также принято решение отойти от традиции Барнарда о V-образном монококе (увиденном здесь в 1986 году MP4 / 2c) в пользу вертикальных сторон, которые вели к плоскому полу. Это не только имело аэродинамические преимущества, но и значительно улучшило жесткость автомобилей на кручение.

В дополнение к этому McLaren использовал свой собственный автоклав,который прибыл с большими затратами, но позволил команде создать собственное производство.

Hercules Aerospace сыграл важную роль в создании первого полного монокока из углеродного волокна McLaren, представленного вместе с MP4/1, но с этим автомобилем он будет поставлять только препреговые материалы.

McLaren, не успев вовремя, отбросил эту тенденцию с проектированием и производством монокока, поскольку в то время как большая часть сетки перешла на использование женской формы, McLaren продолжал использовать мужскую оснастку.

 

Это означало, что он мог быстро адаптировать свой кузов, если совершал ошибку или находил место для маневра развития. Это также означало, что при плоском подходе он может иметь преимущество в прочности, поскольку McLaren может использовать однонаправленную углеродную волокнистую ткань в качестве части своих методов производства.,

 

Не будучи ведомым одним доминирующим фактором, MP4 / 4 не имел никаких выдающихся особенностей, когда речь заходит об аэродинамике автомобиля, что странно, когда мы рассматриваем его современные аналоги.

Тем не менее, автомобиль действительно отличался тремя различными аэродинамическими конфигурациями в течение всего сезона, чтобы иметь гибкость для преодоления проблем данной схемы.

 

Прибытие Сенны из Lotus также привело к тому, что команда переключилась на Honda, которая поставила бы ей 1,5-литровый турбированный двигатель.

Поставляемый в районе 700 л. с., RA168-E был новой конструкцией, которая была не только чрезвычайно мощной, но и очень экономичной и, даже по современным стандартам, невероятно надежной.

RA168-E был разработан в результате стремления FIA господствовать в двигателях с турбонаддувом и восстановить некоторый паритет с их естественно-наддувными собратьями.

 

Правила 1988 года ограничивали давление наддува на уровне 2,5 бар, а не 4 бар, в то время как общий объем топлива, находящегося в их распоряжении, был сокращен со 195 литров до 150 литров. Турбо-бегуны также получили минимальный весовой гандикап в 40 кг над атмосферными автомобилями, которым также было разрешено перевозить 215 литров топлива.

Чтобы компенсировать любые потенциальные потери, Honda работала над специальной топливной смесью с оболочкой, чтобы избежать преждевременной детонации, и требовала предварительного подогрева топлива, таково было его экзотическое содержание ароматических углеводородов.

Эта мощная смесь помогала обеспечить широкий диапазон крутящего момента, что делало автомобиль намного легче в управлении.

 

Двигатель Honda отличался низким коленчатым валом и был спарен с небольшим сцеплением, которое было разработано Тилтоном в 1987 году для Lotus.

Карбоновая муфта Tilton измеряла всего 5,5 дюйма в диаметре, и в то время как все остальные боролись с муфтами диаметром 7,25 дюйма, Tilton давал превосходное управление теплом, более плавное сцепление, низкую инерцию и высокую крутящую способность, что помогло McLaren справиться с требованиями двигателя Honda.

При таком низком коленчатом вале и небольшом сцеплении требовалось некоторое боковое мышление, когда речь заходила о конструкции коробки передач McLaren.

Чтобы преодолеть эти проблемы, Гордон Мюррей обратился к давнему сотруднику Brabham Питу Вайсману с просьбой сотрудничать в разработке проекта.

Они приняли решение о трехвальном расположении вала, которое позволило бы им держать двигатель как можно ниже и не оказывать отрицательного влияния на углы карданного вала, что Lotus, по сравнению с этим, пытался преодолеть, слегка наклоняя двигатель вверх при использовании двухвальной коробки передач.

В конструкции коробки передач, как и в двигателе Honda, особое внимание уделялось масляной системе, обе из которых использовали сухие отстойники для улучшения контроля температуры, надежности, снижения ветровой нагрузки и переносимости огромных сил, оказываемых на автомобиль.

 

MP4 / 4-это, без сомнения, определяющая эпоху машина и один из самых хорошо закругленных автомобилей, которые когда-либо украшали этот вид спорта. Победив всех, кто осмеливался противостоять ему, он обеспечил достойный конец первому спортивному набегу на турбированные машины.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *